ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 ноября 2018 года № 160 Об утверждении предварительных итогов социально – экономического развития за истекший период 2018 года, ожидаемых итогов социально – экономического развития и прогноза социально-экономического развития МО Суховское сельское поселение на 2019 год и на период 2020- 2021 годы

Наименование:ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 ноября 2018 года № 160 Об утверждении предварительных итогов социально – экономического развития за истекший период 2018 года, ожидаемых итогов социально – экономического развития и прогноза социально-экономического развития МО Суховское сельское поселение на 2019 год и на период 2020- 2021 годы
Дата:20.11.2018
Cкачать: ms-word

Администрация муниципального образования

Суховское сельское поселение Кировского

муниципального района Ленинградской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2018 года № 160

Об утверждении предварительных итогов

социально – экономического развития за истекший

период 2018 года, ожидаемых итогов социально – экономического

развития и прогноза социально-экономического развития

МО Суховское сельское поселение на 2019 год

и на период 2020- 2021 годы

В соответствии со статьей 184.2. Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

1.Утвердить прогноз социально-экономического развития муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы согласно приложения:

2.Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации Бармина О.В.

Приложение

к постановлению Администрации

Суховского сельского поселения

от 8 ноября 2018г. № 160

Введение

Разработка прогноза основана на проведении политики, направленной на главный целевой ориентир — повышение качества жизни жителей МО Суховское сельское поселения. Осуществление этой задачи ведется посредством реализации комплекса мероприятий в рамках системы планирования социально-экономического развития Суховского сельского поселения.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на 2019-2021 годы разрабатывается в целях повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в муниципальном образовании.

Основные показатели разрабатываемого прогноза развития муниципального образования служат исходной базой для разработки проекта бюджета муниципального образования.

Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», достижение цели предполагается посредством решения комплекса задач в соответствии с постановкой вопросов местного значения.

Важнейшим механизмом для решения поставленной цели является создание условий, способов и механизмов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности поселения при соблюдении балансов интересов власти, бизнеса и функции, для решения основных проблем и, в целом, для развития территории.

Предварительные итоги социально – экономического

развития за истекший период 2018 года

и ожидаемые итоги социально – экономического развития

Суховского сельского поселения за 2018 год

Показатели

Единица

измерения

Итог

за 9 месяцев 2018 года

Оценка 2018 год

Производство промышленной продукции по полному кругу предприятий

В действующих ценах

Тыс.руб.

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

Валовая продукция сельского хозяйства

в действующих ценах

тыс. руб.

4325,2

4325,2

в том числе: продукция растениеводства

4325,2

4325,2

продукция животноводства

Объем инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования

в действующих ценах

Тыс. руб.

2593,2

2593,2

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв.м

0,07

0,08

Оборот розничной торговли (во всех каналах реализации)

в действующих ценах

млн. руб.

10,5

11,2

В % к предыдущему году

%

105,1

109,0

Оборот общественного питания

в действующих ценах

млн. руб.

В % к предыдущему году

%

Объем платных услуг населению

в действующих ценах

млн. руб.

0,4

0,4

в % к предыдущему году

%

1,2

1,2

Численность населения

тыс. чел.

1038

1038

Среднесписочная численность работников

чел.

330

330

Среднемесячная заработная плата

руб.

25000,0

25000,0

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

1,03

1,03

Прибыль прибыльных предприятий

в действующих ценах

Тыс. руб.

Темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

Основные тенденции социально-экономического

развития муниципального образования

Суховское сельское поселение Кировского

муниципального района Ленинградской области

на 2019 год и на период до 2021 года.

В прогнозном периоде основными факторами, которые будут влиять на развитие поселения, станут: государственная ценовая политика относительно энергоносителей, кредитная политика банков, рост инвестиционной активности организаций поселения, направленных на техническую модернизацию и создание новых рабочих мест.

Реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволит в текущем и последующих годах сохранить демографическую ситуацию в муниципальном образовании.

Стабилизация экономической ситуации на рынке труда позволит сохранить в 2019 году темпы роста среднемесячной заработной платы в организациях Суховского сельского поселения.

Постепенное восстановление потребительского спроса населения будет способствовать увеличению объемов оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.

Основные приоритеты социально-экономического развития муниципального образования Суховское сельское поселение в среднесрочной перспективе:

-улучшение условий проживания, стабилизация демографической ситуации путем повышения рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения;

-обеспечение занятости населения, сохранение и создание рабочих мест;

-организация культурного досуга и обеспечение населения муниципального образования услугами культуры;

-повышение уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением, пропаганда и поддержание здорового образа жизни;

-развитие работы с детьми и молодежью по месту жительства, поддержка молодежного досуга и физического развития;

-создание условий для комфортного проживания населения путем реализации мероприятий по благоустройству территории поселения, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства;

-экономия и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, разработка мер, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-повышение эффективности управления муниципальным имуществом, в том числе земельными ресурсами.

Социально-экономическое положение и

основные показатели прогноза

социально – экономического развития

Суховского сельского поселения

на 2019-2021г.

Экономическое развитие муниципального образования

Сельское хозяйство, рыболовство

В виду исторически сложившегося расположения деревень Черное, Леднево и Кобона по берегам Староладожского и Новоладожского каналов, в них развивался рыболовный промысел. И сегодня в этих

деревнях успешно работают четыре рыболовецких хозяйства: ООО «Арго Лтд», ООО «Арго», ООО «Путина» и рыболовецкая артель «Нерпа». Помимо рыболовства на территории поселения развивалось и земледелие. В настоящее время в поселении работают три сельскохозяйственных предприятия — три фермерских хозяйства.

Прогноз социально-экономического развития Суховского сельского поселения на 2019 год и на период 2020-2021 годы, включает в себя комплекс мероприятий, направленных на преодоление основных проблем в социально-экономической сфере и решение стратегических задач по подъему экономики Суховского сельского поселения.

Комплекс мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Суховского сельского поселения носит открытый характер, предполагает возможность его дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия целям и задачам развития Суховского сельского поселения.

1.Общие показатели

п.п.

Показатель

Ед.изм.

Оценка

2018год

Прогноз

2019 год

Прогноз

2020 год

Прогноз

2021 год

1

Число сельских населенных пунктов

Ед.

18

18

18

18

2

Территория поселения

га

46643,7

46643,7

46643,7

46643,7

2.Демографические показатели

1

Численность населения, всего

чел.

1038

1040

1042

1044

2

Родилось

чел.

2

2

2

2

3

Умерло

чел.

11

1

1

1

4

Численность экономически активного населения

чел.

330

330

330

330

 3.Показатели сельского хозяйства и рыболовства 

1.

Количество сельскохозяйственных  предприятий, всего

единиц

1

2.

Численность работающих на сельскохозяйственных предприятиях, всего

человек

70

3.

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, в т.ч. рыболовных

единиц

8

8

8

8

4.Показатели торговли и общественного питания 

1

Число предприятий розничной торговли

ед.

11

11

11

11

2

Число предприятий общественного питания

ед.

5.Финансовые показатели

1

Налоговые доходы

тыс.руб.

6 787,3

7053,5

7282,5

7564,5

2

Неналоговые доходы

тыс.руб.

1028,6

1002,1

1003,1

1004,1

3

Безвозмездные поступления

 тыс.руб.

13085,35

12184,4

11494,1

11350,9

4

Расходы бюджета

тыс.руб.

23721,1

21045,7

22187,5

22506,2

5

Дефицит/профицит (-/+) бюджета

тыс.руб.

-3269,1

-805,5

-1018,0

-975,8

6.Показатели жилищного фонда

1

Общая площадь жилищного фонда, всего

Тыс.кв.м.

121,0

122,4

123,2

124,8

2

Число домов индивидуального типа

ед.

1520

1530

1540

1560

3

Оборудование муниципального жилищного фонда:

4

Водопроводом

%

5

Канализацией

%

6

Центральным отоплением

%

39

39

39

39

7

Газом

%

8

Ваннами (душем)

%

9

Общая площадь приватизированного жилья

кв.м

3623,27

3623,32

3623,37

3623,42

10

Число семей улучшивших жилищные условия

ед.

2

2

3

3

7. Показатели коммунального хозяйства

1

Котельные

ед.

1

1

1

2

Мощность водопроводных сооружений

куб.м в сутки

60,0

8. Благоустройство

1

Уличных светильников

ед.

180

183

185

185

2

Контейнера для сбора ТБО

Ед.

70

75

80

90

3

Общественные колодцы

Ед.

5

5

5

5

4

Содержание мест захоронений

ед.

5

5

5

5

9.Социальная сфера

образование

1

Число дошкольных учреждений

ед.

1

1

1

1

2

Численность детей, посещающих дошкольные учреждения

чел.

17

20

22

25

3

Численность педагогических работников дошкольных учреждений

чел.

2

2

2

2

4

Число дневных общеобразовательных школ  всего:

ед.

1

1

1

1

5

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях

чел.

36

38

40

42

6

Численность преподавателей общеобразовательных школ

чел.

10

10

10

10

здравоохранение 

1

ФАП

ед.

5

5

5

5

2

Амбулаторно-поликлинические учреждения

ед.

3

Численность врачей всех специальностей в т.ч.

чел.

4

Численность среднего медицинского персонала

чел.

3

3

3

4

развитие культуры, физической культуры и спорта 

1

Дома культуры, клубы

ед.

2

2

2

2

2

Массовые библиотеки

ед.

2

2

2

2

3

Детские спортивные площадки

ед.

3

2

2

2

Прогноз социально-демографической ситуации.

Демографическая ситуация в поселении будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции. Миграция является фактором, влияющим на изменение численности населения. Прогнозируется увеличение миграционного прироста постоянного населения, также прогнозируется приток временно проживающего населения. В летний сезон за счет отдыхающих и временно пребывающих общая численность населения увеличивается в три раза, что расширяет сферу сезонной торговли и обслуживания.

Возрастная структура населения играет важную роль в демографических процессах, влияя на величину всех демографических показателей. Возрастная структура населения на территории Суховского сельского поселения характеризуется достаточным удельным весом населения в трудоспособном возрасте — 30%, повышенным весом лиц старших возрастов — 60% и незначительной прослойкой детей и подростков – 10%. Возрастная структура играет активную роль не только в демографических, но во всех социальных процессах. Анализ возрастной структуры населения показывает, что старение населения продолжается.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Работа жилищно-коммунального хозяйства нацелена на повышение качества обслуживания населения, обеспечение надежности работы коммунальных сетей.

Жилищный фонд.

Современный жилищный фонд населенных пунктов МО Суховское сельское поселение представлен индивидуальными отдельно стоящими (усадебными) 1-2-х этажными домами с придомовыми участками и многоквартирными малоэтажными  жилыми домами.

На ремонт муниципального жилищного фонда ежегодно в рамках «Адресной программы капитального строительства и капитального ремонта объектов МО Суховское сельское поселение» выделяются денежные средства.

Коммунальное хозяйство

-теплоснабжение

Основная часть потребителей в жилой застройке обеспечивается теплом от индивидуальных источников – печей, котлов. В качестве топлива используются дрова и уголь.

В центральной усадьбе поселения – деревне Сухое используется централизованная система теплоснабжения в многоквартирном жилом фонде. Источником централизованного теплоснабжения является – котельная в деревне Сухое.

-водоснабжение

На протяжении всего периода существования поселения существует проблема с обеспечением жителей многоквартирных домов водой.

Сложившаяся проблемная ситуация начинает решаться. В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на 213-2020 годы подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2016-2019 годы в муниципальном образовании Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области» начаты работы по строительству системы водоснабжения в деревне Сухое.

В индивидуальных жилых домах эта проблема не существует.

водоотведение и канализация

Наряду с проблемой по водоснабжению многоквартирных домов поселения существует проблема с водоотведением и канализацией. В этом направлении так же начаты работы. В ближайшей перспективе планируется построить локальную канализацию в многоквартирных домах поселения в деревне Сухое.

Благоустройство

В 2019-2021 годах продолжатся работы, связанные с благоустройством территории поселения, согласно мероприятий, утвержденных муниципальной программой «Благоустройство территории муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на 2017-2019 г.г.»

Организация благоустройства территории Суховского сельского поселения будет осуществляться следующим образом:

— покраска детских игровых и спортивных площадок в населенных пунктах, находящихся на территории поселения;

— организация уборки территории Суховского сельского поселения

от мусора, несанкционированных свалок;

— содержание в надлежащем виде воинских и гражданских захоронений;

-скашивание травы, удаление сухостойных, больных и аварийных деревьев.

Кроме того будут продолжены работы по локализации и ликвидации очагов распространения борщевика Сосновского на территории поселения в соответствии с мероприятиями, утвержденными муниципальной программой «Борьба с борщевиком Сосновского» на территории муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на 2016-2020 годы».

В рамках муниципальной программы «Устойчивое общественное развитие в МО Суховское сельское поселение на 2017-2019 г.г.» запланированы денежные средства на дальнейшие мероприятия по приобретению и обустройству уличных спортивно-игровых детских площадок.

Муниципальная программа «Обеспечение повышения энергоэффективности в МО Суховское сельское поселение на 2017-2019г.г.» включает в себя проведение работ по дальнейшей замене ламп уличного освещения на энергосберегающие и установку датчиков автоматического включения-выключения.

Оценка пожарной безопасности.

В целях противопожарной безопасности населенных пунктов создана добровольная пожарная дружина, пожарное депо в деревне Сухое с пожарной машиной. Удаленные населенные пункты оборудованы пожарными помпами.

Муниципальная программа «Безопасность МО Суховское сельское поселение на 2017-2019г.г.» позволит проводить необходимые мероприятия по поддержанию надлежащего состояния пожарных водоемов, находящихся на территории поселения.

Транспорт, связь, дорожное хозяйство

На территории поселения действует 1 автобусный маршрут до районного центра и сезонный автобусный маршрут до г. Санкт-Петербурга.

Продолжатся работы по ремонту и содержанию улично-дорожной сети поселения.

Реализация мероприятий муниципальной программы

«Совершенствование и развитие автомобильных дорог муниципального образования Суховское сельское поселение на 2017-2019 г.г.» позволит увеличить уровень комфортности и безопасности людей на улицах и дорогах поселения.

В рамках муниципальной программы «Устойчивое общественное развитие в МО Суховское сельское поселение на 2017-2019 г.г.» запланированы расходы на дальнейшие мероприятия по ямочному ремонту внутри населенных пунктов поселения.

Социальная сфера: образование, здравоохранение,

культура, социальная защита.

Молодёжная политика, физкультура и спорт.

Образование

На территории поселения находятся 2 образовательных учреждения:

— муниципальное дошкольное образовательное учреждение

41 на 40 мест;

муниципальное учреждение общего образования Суховская основная школа на 110 мест.

Для подвозки учащихся и учителей на занятия в школу имеются два автобуса. Школьники и учителя занимают активную жизненную позицию, участвуют в районных олимпиадах, различных слетах. Неоднократно занимали призовые места в районной зарнице. Так же принимают активное участие в праздничных мероприятиях, которые проходят в поселении. Задачей администрации в прогнозируемом периоде является направление усилий на включение в региональные программы строительство новой школы.

Здравоохранение

На территории поселения находятся 5 фельдшерско-акушерских пунктов. Для оперативного оказания медицинской помощи жителям, центральный фельдшерско-акушерский пункт обеспечен машиной. В последние годы стало нормой приглашать врачей-специалистов, которые проводят приемы на ФАП-ах для местного населения, что является очень хорошей услугой, так как в поселении преобладают люди старшего возраста, которым зачастую трудно доехать до больницы. Есть проблемы с медицинским обслуживанием жителей отдаленных деревень.

Культура

Прогноз развития сферы культуры в 2018-2020 гг. предполагает создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры.

На территории поселения продолжают работать 2 клуба в д.Выстав и д. Лаврово и 2 библиотеки, на базе которых проводятся различные мероприятия для детей и взрослых.

Главной целью в сфере культуры Суховского сельского поселения является сохранение и развитие культурного потенциала, сохранение единого культурного пространства поселения, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.

Разработана и утверждена муниципальная программа «Развитие культуры, физической культуры и спорта в МО Суховское сельское поселение на 2017-2019г.г.», согласно которой предусматривается:

-организация и проведение праздничных мероприятий в течение всего года;

-организация досуга населения;

-продолжение работ по ремонту и реконструкции зданий МУК «Центральный СДК д.Выстав».

В рамках муниципальной программы «Содействие развитию части территории- дер.Сухое, являющейся административным центром муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области» запланированы мероприятия по благоустройству административного центра.

Молодёжная политика, физкультура и спорт

Основными направлениями деятельности в сфере физической культуры и спорта являются:

-создание условий для занятий физической культурой и спортом, активного отдыха и ведения здорового образа жизни.

Основные задачи:

-повышение массовости граждан, занимающихся физической культурой и спортом;

— популяризация, поддержка и развитие массовых видов спорта среди

населения Суховского сельского поселения;

— агитация и пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом и

физической культурой.

Деятельность в области молодежной политики в поселении будет направлена на организацию мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, в том числе проведение профилактической работы по предупреждению случаев наркомании, с этой целью разработана муниципальная программа «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории МО Суховское сельское поселение на 2017-2019 годы».

Цели и задачи мероприятий, направленных

на социально-экономическое развитие

Суховского сельского поселения

Стратегическая цель:

Повышение уровня качества жизни населения муниципального образования Суховское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, формирование благоприятной экономической, социальной и экологической среды его жизнедеятельности, с учетом ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Основной целью мероприятий направленных на социально-экономическое развитие Суховского сельского поселения является создание базы для устойчивого социально-экономического развития Суховского сельского поселения, решение социально-экономических проблем населения.

Основные задачи мероприятий:

1.Создание благоприятного предпринимательского климата на территории поселения.

2.Повышение наполняемости местного бюджета за счет реализации программных мероприятий.

3.Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства.

4.Улучшение качества жизни населения, повышение уровня его образования и обеспечение безопасности.

5.Обеспечение устойчивого функционирования сети учреждений социальной сферы.

Цели и задачи прогноза на местном уровне ограничиваются, в основном, вопросами стабилизации и обеспечения устойчивого развития экономической базы, выполнения бюджетом поселения обязательств по содержанию объектов социальной сферы и муниципального хозяйства, решением наиболее острых первоочередных социальных вопросов и наказов, поступающих к главе поселения.

Будет продолжено развитие механизмов управления, ориентированных на результат, в первую очередь, разработка и реализация муниципальных программ. Муниципальные программы будут охватывать все сферы деятельности органов исполнительной власти и соответственно большую часть бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в распоряжении, а также интегрировать регулятивные и финансовые инструменты для достижения целей программ.

Основные направления бюджетной политики на 2019 год и на период

до 2021 года.

Основные параметры бюджетной системы на 2019 год и на прогнозный период 2020 и 2021 годов разрабатываются исходя из динамики показателей за предыдущие годы.

Бюджетная политика в МО Суховское сельское поселение на 2019 год и период до 2021 года будет ориентирована на создание устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.

Главными целями бюджетной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов будет обеспечение социальной и экономической стабильности, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, повышение результативности бюджетных расходов, сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования, оптимизация структуры бюджетных расходов, повышение уровня и качества жизни населения.

Для оптимизации расходования бюджетных средств поселения разработано одиннадцать муниципальных программ.

Основными направлениями бюджетной политики на 2019-2021 годы будут являться:

-сохранение и увеличение доходного потенциала МО Суховское сельское поселение;

-повышение эффективности бюджетных расходов;

-обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета МО Суховское сельское поселение;

-совершенствование межбюджетных отношений.

Источники пополнения доходной части бюджета

МО Суховское сельское поселение

Наименование

Ожидаемое исполнение 2018г.

(тыс.руб.)

Очередной

2019 год

(тыс.руб.)

План

2020г.

(тыс.руб.)

План

2021г.

(тыс. руб.)

Налоговые доходы

6 787,3

7053,5

7282,5

7564,5

Налог на доходы физических лиц

400,0

416,0

432,0

449,0

Налог на имущество физических лиц

570,0

590,0

613,0

630,0

Земельный налог

3900,0

4000,0

4120,0

4245,0

Государственная пошлина

5,0

5,3

5,6

6,0

Доходы от уплаты акцизов

1912,3

2042,2

2111,9

2234,5

Неналоговые доходы

1028,6

1002,1

1003,1

1004,1

Поступления от использования имущества

412,2

384,1

384,1

384,1

Доходы от оказания платных услуг(работ)и компенсации затрат государства

616,4

618,0

619,0

620,0

Важным источником мобилизации доходов бюджета Суховского сельского поселения является увеличение поступлений от местных налогов.

Мероприятия по мобилизации местных доходов:

-обеспечение полноты учета собственников недвижимости, являющейся объектом налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;

-организация контроля за начислением и поступлением местных налогов;

-проведение разъяснительных мероприятий с работодателями, о необходимости своевременной выплаты заработной платы.

В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков проводится работа по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога.

Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи проводятся следующие мероприятия:

-инвентаризация имущества, находящегося в собственности Суховского сельского поселения, с целью выявления неиспользуемого (бесхозного) имущества и установления направления эффективного его использования.

Главным условием реализации мероприятий направленных на социально-экономическое развития Суховского сельского поселения на 2017-2019 годы является привлечение в экономику и социальную сферу поселения достаточных финансовых ресурсов.

Учитывая крайне ограниченные средства бюджета поселения, финансирование из местного и областного бюджетов предусматривается на основе софинансирования.

Основные проблемы социально-экономического развития Суховского сельского поселения:

— большая дотационность местного бюджета;

-слабая инвестиционная активность, отсутствие у предприятий достаточных капиталов для обновления основных фондов;

-отсутствие стабильно функционирующей системы, способствующей развитию малого бизнеса;

-изношенность фондов жилищно-коммунального хозяйства, высокая затратность предоставляемых услуг;

— неблагоприятная демографическая ситуация;

-недостаточный уровень реальной заработной платы и значительная межотраслевая дифференциация в уровне оплаты труда.