Организация и качество горячего питания в школах.
Основными санитарными правилами, которые регламентируют требования к организации питания учащихся в школах, являются СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Обучающиеся должны быть обеспечены здоровым питанием. Для этого следует разрабатывать рацион питания, который предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.
На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Требования к меню в школе.
Требования к меню в школе установлены СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
- При разработке примерного меню необходимо учитывать:
— продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении,
— возрастную категорию;
— физические нагрузки обучающихся.
- С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:
— по массе порций блюд,
— их пищевой и энергетической ценности,
— суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
- Примерное меню должно содержать следующую информацию:
— о количественном составе блюд,
— энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде.
- В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Для обучающихся должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов.
- При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
- Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
- Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.
- Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
- Ежедневно в рацион питания следует включать: мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). 1 раз в 2-3 дня рекомендуется включать — рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты.
ПАМЯТКА о продуктах, запрещенных для использования в питании детей.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты:
-скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.);
-пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
-плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни;
— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
— грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;
— квас;
— сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
— жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);
— уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;
— острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
— кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;
— ядро абрикосовой косточки, арахис;
— газированные напитки (лимонад, газированная минеральная вода);
— молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;
— жевательная резинка;
— чипсы, кириешки, жареные семечки;
— карамель, в том числе леденцовая;
-сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л);
-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси;
— продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.);
— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
ПАМЯТКА по организации питьевого режима детей в школах.
В школе должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Питьевой режим в школе может быть организован в следующих формах:
— стационарные питьевые фонтанчики;
— вода, расфасованная в емкости
Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой — в обеденном зале и одноразовых стаканчиков — в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.