Интервью Управляющей Отделения ПФР по СПб и
Ленинградской области Марии Ларионовой.
— Мария Анатольевна, как Вы можете описать характер взаимодействия и сотрудничества между ведомствами. Что изменилось за последние годы? Каковы перспективы?
Отделение ПФР по СПб и ЛО и МФЦ Ленинградской области сотрудничают по вопросам предоставления государственных услуг ПФР с 2013 года. В рамках тесного взаимодействия мы проводим совместную работу как на уровне региона, так и районов.
В условиях цифровизации Пенсионный фонд развивает возможности предоставления наших услуг в МФЦ. На сегодняшний день ряд услуг предоставляются в режиме реального времени благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия. Это позволяет отказаться от бумажных документов и снижает расходы МФЦ на доставку документов в органы Пенсионного фонда. Перспективы развития – это перевод максимального количества услуг на предоставление через электронный документооборот.
— Как осуществляется взаимодействие между ведомствами в процессе ввода новых услуг в МФЦ для граждан пенсионного и предпенсионного возраста?
В первую очередь введение новых услуг необходимо закрепить в нормативно-правовом поле. В настоящее время мы работаем по действующему соглашению, которое заключено 16 апреля 2020 года № 23-88. При необходимости введения новой услуги в перечень заключается дополнительное соглашение. Далее проводим соответствующее обучение сотрудников МФЦ и специалистов клиентских служб Пенсионного фонда. При возникновении технических вопросов, решаем их совместно.
— Услуги по линии Пенсионного фонда в МФЦ Ленинградской области — в чем заключается удобство для граждан?
Кроме удобств, связанных с возможностью получения услуг в кратчайшее время и в одном месте, центры имеют удобные графики работы, а также большой штат специалистов. В Ленинградской области развернуто 38 филиалов и большое количество удаленных рабочих мест – жителям Ленинградской области нет необходимости приезжать в районный центр, где размещена наша Клиентская служба.
МФЦ работают все дни, гражданин может получить услугу в выходной день, вечернее время.
При необходимости, сотрудники МФЦ самостоятельно запрашивают необходимые сведения в электронном виде. Гражданам не нужно предоставлять дополнительные документы.
— Сколько видов услуг Пенсионного фонда оказывается в настоящее время в МФЦ?
— Всего МФЦ оказывает 17 государственных услуг ПФР.*
— Какие новые услуги по линии ПФР РФ в ближайшее время будут введены в МФЦ?
— В данный момент введение новых услуг не планируется.
Дополнительные вопросы.
— Как проходит цифровизация в ПФР?
Многие считают, что цифровизация — это то, что появится в далеком будущем. Но уже сейчас многие государственные организации пользуются цифровыми технологиями. В рамках межведомственного взаимодействия мы обмениваемся различными сведениями при назначении тех или иных мер социальной поддержки. Это позволяет свести к минимуму предоставление заявителем различных справок. Увеличивается количество услуг ПФР, которые можно оформить через МФЦ.
Пенсионный фонд РФ как и все федеральные органы власти активно внедряет предоставление услуг в режиме он-лайн. В настоящее время на сайте ПФР реализовано 54 сервиса, 40 из них – подача заявлений. На ЕПГУ – 11 сервисов, 6 – подача заявлений.
В 2020 году с мая по сентябрь в Отделении было принято в электронном виде более 700 тыс. заявлений на единовременные выплаты семьям с детьми в связи с пандемией.
В настоящее время ведется активная работа по реализации Указов Президента о выплатах одиноким родителям, которые воспитывают детей в возрасте от 8 до 17 лет, а также будущим мама, находящимся в трудной финансовой ситуации. В ближайшей перспективе мы также будем осуществлять выплату 10000 к новому учебному году.
Успешно проходит переход на проактивное предоставление государственных услуг. С 2020 года оформление сертификата на материнский (семейный) капитал проводится органами Пенсионного фонда без заявлений, по данным ЕГР ЗАГС. В 2021 году мы перейдем на беззаявительное назначение пенсии по инвалидности, по данным ФГИС ФРИ.
Уже сейчас ведется активная предварительная работа с гражданами по проверке и дополнению их лицевых счетов, что позволяет осуществлять назначение пенсий без личного обращения в клиентские службы или МФЦ, достаточно подать заявление на сайте ПФР или ЕПГУ.
Министерством труда и социального развития совместно с оператором ЕГИССО, Пенсионным фондом РФ реализован проект информирования через ЕПГУ граждан о положенных ему мерах социальной поддержки, которые предоставляют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Наше Отделение совместно с 10 пилотными регионами участвует в опытной эксплуатации единого контакт-центра, т.е. по одному бесплатному номеру 8(800) 2508-800 можно будет получить как общую консультацию, так и уточнить персональную информацию (при использовании кодового слова).
Это основные задачи на ближайшее время.
*Справочно:
Перечень услуг Пенсионного фонда оказываемых МФЦ:
1) Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста
2) Выдача гражданам справок о размере пенсий (иных выплат)
3) Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
4) Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства
5) Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
6) Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
7) Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
8) Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
9) Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
10) Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
11) Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
12) Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
13) Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
14) Информирование граждан о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части)
15) Прием, рассмотрение заявлений (уведомления) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятие решений по ним
16) Прием заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений
17) Прием заявлений о регистрации транспортного средства инвалида, перевозящего инвалида (ребенка-инвалида), в ФГИС ФРИ.