Снимок

Поднятие легендарной «полуторки» со дня Ладоги

2020-10-25


24 октября делегация во главе с первым заместителем председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре, представителем от законодательного органа государственной власти Ленинградской области Дмитрием Василенко посетила поселок Кобона Кировского района Ленинградской области для осмотра поднятого со дна Ладожского озера автомобиля ГАЗ-АА времен Великой Отечественной войны.

На мероприятии также присутствовали организаторы экспедиции депутат Законодательного собрания ЛО Михаил Коломыцев, руководители Кировского района Андрей Гардашников и Алексей Кольцов и другие.

Напомним, что по поручению Председателя СФ Валентины Матвиенко в Год памяти и славы была создана экспедиция, которая работает в районе «Дороги жизни». Ранее, в июне, на Невском пятачке была поднята со дна Невы боевая 76-мм полковая пушка времён Великой Отечественной войны. Пушка прошла реставрационные работы и будет установлена в музее «Прорыв».
В рамках работы экспедиции под руководством сенатора Дмитрия Василенко в Севете Федерации была проведена выставка «900 дней блокады Ленинграда», экспозиция которой состояла из пяти частей: «Школы блокадного Ленинграда», «900 дней блокады Ленинграда», «Оборона Невского пятачка», «Подвигу твоему Ленинград» и «Культура блокадного Ленинграда». Вместо запланированных 1-2 дней выставка продлилась 11 дней — настолько интересной оказалась экспозиция.

И вот, спустя несколько месяцев, очередная находка — легендарная «полуторка», на которой перевозили грузы в блокадный Ленинград по «Дороге жизни». Машина была найдена в 8-ми километрах от Кобоны на дне Ладожского озера.

Сенатор Дмитрий Василенко поделился своими смешанными чувствами: «С одной стороны, присутствует радость от того, что мы нашли машину, которая является свидетелем войны и героизма советского народа. С другой стороны, мы явно видим, что машина была обстреляна летчиком вермахта – прострелен кузов, уничтожена кабина, вероятно, водитель погиб, не успев выпрыгнуть из машины. Об этом свидетельствует ключ, находящийся в зажигании и стрелка спидометра, которая навсегда остановилась на цифре 10. Вокруг находки была обнаружена мешковина, скорее всего, грузовик перевозил хлеб, который не доехал до Ленинграда. Это история скорби и большого подвига нашего народа».

«Мы планируем, что полуторка ко Дню Победы займёт почетное место на территории музея «Прорыв» в городе Кировске. Я уверен, это лучшее место! Мы пока еще не приняли решение, приедет ли она своим ходом, или ее привезут – все будет зависеть от ее состояния, для этого нужно будет провести более тщательный осмотр. Но в идеале хотелось бы сделать ее ходовой. Это будет еще одна небольшая победа непокоренного Ленинграда и нашего народа», – заключил сенатор.

Михаил Коломыцев призвал всех больше интересоваться историй и обязательно посетить Кобону: «У нас в Кировском районе, в деревне Кобона расположен интереснейший музей – «Дорога жизни». Именно тут вы узнаете все о трудных временах блокады, о подвигах водителей ледяной трассы, о жизни людей, их судьбах. Это уникальный музей, он потрясет ваше сознание, даю слово!
В небольшом здании по сей день живет и работает Дорога жизни, немец беспощадно бомбит колонны, блокадный Ленинград дышит из последних сил, люди, пережившие ад, рассказывают о себе и своих родных, медсестры спасают жизни раненым, Александр Прокофьев читает стихи о Родине и любимой деревушке – Кобоне. Это живой музей. Можно перечитать множество книг и внимательно слушать историю на уроках, но почувствовать, понять все, что пережило поколение героев, помогают такие места как это.
Конечно, я очень рад, что нам совместными усилиями удалось найти эту боевую единицу, поднять ее с вод Ладожского озера и доставить на берег. Самым же волнительным моментом станет день, когда полуторка пополнит ряды уже знаменитого музея «Прорыв». Вот когда мальчишки и девчонки прикоснуться к ней рукой, заберутся в кузов. Тогда я скажу – да! Мы это сделали! Мы достигли главной цели – передали важный экспонат в надежные руки нового поколения
».

По словам Андрея Гардашникова, очень важно сейчас постараться найти историю конкретно этой полуторки, а может даже историю её водителя. «За каждой машиной всегда стоит конкретный человек, который подтягивал болты, который её заправлял, обслуживал. Это был адский труд, люди работали на грани своих возможностей. Приведу два примера: на таких автомобилях ещё не было обогревателей (а перевозки по Дороге жизни осуществлялись в лютые морозы), водители клали раскаленный камень или уголь в ведро – такой импровизированной печкой пытались согреться в дороге. У водителей накапливалась колоссальная усталость, и, чтобы не заснуть, не погибнуть в пути и довезти ценный груз, они использовали котелок, в который клали ложку и подвешивали себе за спину. Этот «колокольчик» своим постоянным звоном не давал водителям заснуть».

Глава Кировского района считает очень символичным то, что подняли полуторку накануне Дня автомобилиста — профессионального праздника работников автомобильного транспорта.

«Мы тщательно готовились к данной операции – изучали архивные документы, с помощью гидроакустических приборов исследовали Ладожское озеро, обнаружили машину, после чего водолазы опустились для осмотра и идентификации. Полуторка была перевернута, поэтому, сначала нам предстояло ее перевернуть и поставить на колеса, и затем уже поднять, – поделился основной участник экспедиции –  водолаз, заведующий музеем «Дорога жизни» Сергей Марков. – Часто выходы приходилось совершать в неблагоприятную погоду. В одну из попыток поднять машину были достаточно сильные волны, и мы поняли, что полуторка может просто развалиться, упасть и разбиться о дно. Пришлось отложить операцию до установления штиля, когда мы смогли бережно поднять автомобиль».

Легендарный советский грузовик, знакомый каждому мальчишке по фильмам и книгам, стал символом блокадного Ленинграда. Именно на полуторках возили в осажденный город продовольствие, а из блокадного Ленинграда по ледовой Дороге жизни, проходящей по Ладоге, на «большую землю» вывозили обессилевших ленинградцев. Для десятков машин такой рейс мог стать последним.

Зимой немцы и сверху старались уничтожить именно дорогу жизни, машины, которые отправляли людей и технику с того берега на этот. В небе находилось до 100 самолетов.

Стекла фар у легендарных грузовиков часто были синего цвета, чтобы снизить вероятность обнаружения самолетами. Такие синие стекла можно увидеть на одном из найденных ранее и отреставрированных автомобилей, которые находятся у причала Кобоны.

Каждого водителя, съезжающего на лёд, провожала табличка: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!».

Суммарно за годы  производства было построено около миллиона полуторок. Многие их них так и  остались на дорогах той Великой войны. Переценить вклад  полуторки в приближение Победы невозможно.

22 ноября 1941 года на лед выехала первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА 388-го отдельного автомобильного батальона. Утром следующего дня они выехали из поселка Кобона обратно, везя продовольствие в осажденный город. Всего за самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов работавшие на Дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тыс. т грузов, в том числе 262 тыс. т продовольствия, и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей.

Не известно, какой еще автомобиль в истории спас столько жизней.

Поднятую со дна Ладоги полуторку отправят в Шлиссельбург, где она будет восстановлена и в дальнейшем передана в дар музею-заповеднику «Прорыв блокады Ленинграда».

Фотографии

Опубликовано в рубрике